Заказ по телефону

Компрессия двигателя и как ее проверить?

Что такое компрессия? Таким вопросом рядовые автомобилисты часто задаются на том этапе, когда им указывают на необходимость проверки этого показателя. Это максимальное давление в цилиндре, которое создается в тот момент, когда двигатель прокручивается при помощи стартера. Важно не перепутать компрессию со степенью сжатия, так как это принципиально разные понятия.

Заняться проверкой компрессии необходимо, когда после продолжительного периода нормальной работы двигателя существенно снизилась мощность, вырос расход горючего, масла тоже требуется намного больше. Показателем к проверке компрессии является появление вибрации на холостом ходу.

Проверка при помощи компрессометра

Проще всего проверить компрессию при помощи специального прибора – компрессометра. Это специальный манометр, который соединен со штуцером и обратным клапаном при помощи шланга. Когда коленвал двигателя начинает вращаться, в шланг нагнетается воздушная масса до того момента, пока давление в шланге не станет равным максимальному давлению в цилиндре. Именно это значение зафиксируется манометром.

Перед проверкой необходимо добиться прогрева мотора и отключить подачу топлива. Для этого достаточно отключить форсунки и бензонасос, а можно задействовать иные способы, которые бы препятствовали попаданию в цилиндры большого объема топлива.

Важно также вывернуть не несколько, а абсолютно все свечи. Если какие-то из них оставить, это послужит увеличению сопротивления вращению и снизит обороты в тот момент, когда двигатель прокручивается стартером. Это станет причиной неточного показателя уровня компрессии. Стоит ли говорить, что стартер должен находиться в исправном состоянии, а аккумулятор – быть полностью заряженным?

Необходимо измерить максимальное давление двумя способами: при открытой и закрытой дроссельной заслонке. Это делается потому, что каждый из этих способов дает свои показатели, а значит, позволяет определить собственные неисправности.

Например, при закрытой заслонке в цилиндры со всей очевидностью поступит мало воздуха, соответственно, компрессия будет низкой и не превысит 0,8Мпа. В этом случае можно констатировать, что выход воздуха сравним с его поступлением в цилиндр. Очевидной является чувствительность компрессии к утечкам. Даже если они слабые, ее значение в несколько раз снижается.

Совсем другой получится картина, если измерять компрессию при открытой заслонке. Воздуха будет поступать много, давление в цилиндре увеличится, а соответственно, вырастут и утечки, которые, тем не менее, изначально меньше, чем подача воздуха. Таким образом, падение компрессии не будет очень существенным. Тем не менее, такого способа измерения будет достаточно для распознавания явных дефектов мотора: неисправных поршней, закоксованных колец, прогоревших клапанов, деформированных поверхностей цилиндров.

При каждом методе измерения необходимо принимать во внимание динамику увеличения давления, что даст возможность выявить источник проблем с большой вероятностью. Так, если в самом начале давление, измеряемое компрессором, является низким, а потом начинает резко возрастать, это признак того, что надо уделить пристальное внимание состоянию поршней. Если залить в цилиндр немного масла, это поможет увеличить компрессию.

Важно учитывать базовые показатели прибора. Так, при полностью исправном моторе компрессия при открытой заслонке составляет, как правило, 1-1,2 Мпа, а при закрытой заслонке -0,6-0,8 Мпа. Когда в картере отмечается большое давление, дым выхлопа становится синим, а компрессия почти вдвое ниже норматива, это явный показатель трещины в перемычке поршня. Когда, к тому же, на малых оборотах не работает цилиндр, а компрессия при закрытой заслонке становится практически нулевой, пора поменять прогоревший поршень или проверить клапан. Если и при открытой заслонке очень слабая компрессия, стоит обратить внимание на залегание колец в поршневых каналах.

Если цилиндр не действует на малых оборотах и очень неустойчиво работает на холостом ходу, а компрессия при открытой заслонке составляет 0,2-0,8, при закрытой заслонке – 0,1-0,5 Мпа, можно заподозрить задир цилиндра и поршня.

Когда автомобиль начинает поедать слишком много масла, а дым выхлопа окрашивается в синий цвет, компрессия при открытой заслонке составляет 1,2-1,5 Мпа, а при закрытой заслонке – 0,9-1,2 Мпа, это признак чрезмерного нагара в камере сгорания и изношенности маслосъемных колпачков и колец. Те же признаки, но с более значительным снижением компрессии отмечаются при выходе из строя деталей поршневой группы.

Если компрессометра нет

Без специального прибора уровень компрессии можно измерить только приблизительно. Прежде всего, необходимо вывернуть все свечи, оставив нетронутой только свечи первого цилиндра. Потом придется снять с автомобиля колесо и с помощью ключа, вручную, проворачивать коленчатый вал до завершения такта сжатия в первом цилиндре – метки при этом совпадут. Далее надо поочередно вворачивать свечи в остальные цилиндры и тоже проворачивать коленвал. Сравнивая усилия при проворачивании, можно понять, в каком из цилиндров компрессия понижена.

Как видим, снижение максимального давления в большинстве случаев связано с сильной степенью износа деталей двигателя. Если требуется их замена, всегда лучше приобрести оригинальные запчасти. Чтобы не переплачивать, закажите качественные комплектующие для иномарок б/у в интернет-магазине «Автофлеш».