Заказ по телефону

Чип-тюнинг двигателя: что это и зачем?

Чип-тюнинг двигателя: что это и зачем?

Что такое чип-тюнинг.

Под современным чип-тюнингом понимают оптимизацию, либо улучшение параметров работы двигателя (либо автоматической коробки передач) с помощью перепрограммирования управляющего контроллера или компьютера – как штатного, так и устанавливаемого дополнительно.

В основном речь идёт именно о донастройке (взломе, модификации, перепрограммировании) штатного управляющего блока.

Самое краткое определение сути чип-тюнинга можно дать, выражаясь «народным» языком: «чтобы они поехала!»

Что даёт чип-тюнинг?

С помощью чип-тюнинга можно добиться:

·         существенного увеличения мощности двигателя

·         изменения диапазонов переключения автоматических трансмиссий

·         корректировки под нужный вид топлива (например, под 95 бензин вместо 98-го)

·         увеличения давления наддува для турбированных моторов

·         удаления ограничений (лимит скорости и т.п.)

Нередко производитель принудительно снижает мощность двигателя путем искусственных программных ограничений, например, модификацией прошивки контроллера, регулирующего обогащённость бензовоздушной смеси. Это делается как для соответствия различным нормам, таким как ЕВРО-4 и прочим экологическим требованиям, так и для экономии топлива, либо по соображениям маркетинга (занижение мощности у более простой комплектации той же модели в сравнении с максимальной версией).

Известно, что автоматические коробки передач имеют свою логику переключения – при каких оборотах и скорости следует включить более высокую, либо более низкую передачу. Путём тонкой настройки можно добиться более коротких диапазонов переключения, чтобы АКПП, что называется, меньше «тормозила», зачастую в ущерб ресурсу последней.

Адаптация высокофорсированных моторов под бензин с более низким октановым числом встречается существенно реже, но тоже имеет место.

Турбонаддув не всегда регулируется механическим способом на самой турбине. Зачастую он может быть увеличен путем тех же «электронных» манипуляций.

На ряде версий псевдоспортивных и спортивных автомобилей, способных развивать большую скорость, предусмотрено искусственное ограничение максимального разгона, которое также может быть удалено посредством чип-тюнинга.

История чип-тюнинга.

Первые модули, контролирующие работу двигателя, появились в 1939 году. Это был эксперимент немецких инженеров компании BMW в попытке оптимизировать сгорание топливной смеси. Он вполне удался и именно этот принцип и лёг в основу настройки двигателя.

Сам термин родился в девяностые годы 20 века, когда перезапись прошивки ЭБУ (электронных блоков управления), где и находится программа, регулирующая работу двигателя, стала всё более популярной. Настройки взламывались, моторы получали дополнительную мощность, ресурс падал, но это мало кого останавливало в желании получить «заряженный» автомобиль.

Современный чип-тюнинг.

Самый распространённый и простой метод, используемый в нынешнее время – это ECU Remap. К разъему ODB-2 подключается внешнее устройство, позволяющее перезаписать управляющую программу, поменяв параметры подачи смеси и прочие на те, что выжмут из двигателя максимум возможного.

Более серьезная настройка предполагает физическое вмешательство в узлы двигателя и, помимо перепрограммирования, по крайней мере замену датчиков положения распределительного вала на модифицированные.

Также различают понятия механического и программного чип-тюнинга. В первом случае речь идёт о простой смене управляющего блока со штатного на модифицированный, доработанный в тюнинг-ателье или специализированной компании, чей бизнес состоит в грамотном редактировании параметров прошивок таких блоков.

Во втором случае – в перепрограммировании штатного блока путем стирания оригинальных программ и замены их на изменённые, разработкой которых занимаются всё те же компании, что и первом случае. И тут всё зависит от профессионализма разработчиков, т.к. малейшая ошибка обычно приводит к серьезным поломкам или кардинальному снижению ресурса.

Иная ситуация наблюдается в случае, если речь идёт об исправлении ошибок в заводских прошивках, такая разновидность тюнинга тоже нередко встречается в нынешнее время.

В последнем случае речь не идёт о снижении ресурса мотора или трансмиссии. Как и в случае, когда задача не выжать максимум, а, к примеру, оптимизировать или снизить потребление топлива, пусть даже ценой потери мощности. Не всем нужен суперкар и такой «обратный» чип-тюнинг тоже весьма популярен.

Риски подобного вмешательства.

Помимо уже упомянутого снижения срока работы двигателя и коробки передач, а также возможных ошибок в параметрах изменённых настроек, зачастую фатальных, основная проблема состоит в потере гарантии на автомобиль. Большинство дилерских техцентров попросту откажут в обслуживании по гарантии, как только обнаружат изменения в заводских настройках системы управления двигателем или АКПП.

Кроме того, моторы и коробки, подвергшиеся такой модификации, обычно требуют более частого технического обслуживания и более частой смены масла и других технических жидкостей.

Делать или не делать?

Безусловно, каждый владелец автомобиля волен сам распоряжаться им по своему усмотрению. И тут уж только ему решать – что важнее: экономия, гарантия, надежность, ресурс или динамика, разгон и мощность. Стоит только не забывать о безопасности – как собственной, так и пассажиров.